Была усилена, в частности, уголовная ответственность должностных лиц за незаконное содержание под стражей. При продолжительности ее свыше одного месяца предусматривалась достаточно суровая санкция вплоть до пожизненного лишения свободы. В условиях обострения классовой борьбы эта норма представляла собой значительное завоевание трудящихся Франции. То же самое относится и к Закону № 70—643 от 17 июня 1970 г. об усилении гарантий личных прав граждан, предусматривавшему уголовную ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни. За такого рода нарушение устанавливалась санкция в виде лишения свободы сроком до одного года и штрафа в размере от 2000 до 50 000 тысяч франков. Нельзя не отметить и несомненную прогрессивность Закона № 72—546 от 1 июля 1972 г. о борьбе против расизма, которым вводилась уголовная ответственность за преследование граждан по мотивам принадлежности к определенным расовым, этническим, национальным группам. Отказ государственного служащего удовлетворить законные права гражданина по указанным мотивам влек за собой лишение свободы на срок до двух лет и штраф в размере от 3 000 до 4 000 франков. Однако в целом основное направление реформы французского уголовного и уголовно-процессуального права определялось не этими законоположениями, охраняющими права личности. В ходе проведения реформы все яснее обнаруживалась общая тенденция к усилению роли полиции, свойственная империалистическому законодательству эпохи кризиса буржуазной законности. В полной мере эта тенденция проявилась в Законе № 81—82 от 2 февраля 1981 г. об усилении безопасности и о защите свободы личности, значительно расширившем подведомственность уголовных дел органам полиции за счет ее соответствующего ограничения следственным судьям. Для того чтобы вполне оценить значение этой юридической новеллы, необходимо помнить об особенностях полицейского дознания во французском уголовном процессе.
Уголовная ответственность должностных лиц за незаконное содержание под стражей
