Влияние высших эшелонов власти

04.01.2016

Влияние высших эшелонов властиВ ходе дальнейшей реформы было признано необходимым усилить влияние высших эшелонов власти не только на результаты деятельности судов присяжных, но и на сам процесс их формирования. Начало этому положил Закон о судах 1971 года. Если раньше формирование корпуса присяжных традиционно составляло прерогативу местных шерифов и их помощников, то ст. 32—1 Закона о судах 1971 года предоставила такое право лорд-канцлеру. В развитие этого положения Закон о присяжных от 9 июля 1974 г. всю деятельность по составлению списков присяжных заседателей, их отбору, вызову и отводу возложил на назначаемого лорд-канцлером специального чиновника. Тем самым состав присяжных был поставлен в прямую зависимость от исполнительной власти. Однако нельзя переоценивать значение этой уступки правящего класса. Вынужденно соглашаясь на некоторую демократизацию социального состава корпуса присяжных заседателей, английская буржуазия вместе с тем предприняла весьма эффективные акции, направленные на максимальное ограничение прав жюри в уголовном процессе, на превращение его в номинальный элемент судопроизводства, лишенный самостоятельного значения. Закон о правосудии по уголовным делам 1972 года и изданный в его развитие Закон о присяжных 1974 года, с которыми обычно связывают демократизацию состава присяжных в английских судах, в то же время содержат элементы своего отрицания, поскольку устанавливают ряд существенных ограничений при составлении списков присяжных. Кроме того, как следует из анализа принятых в рамках объявленной реформы английского права парламентских статутов, социальные последствия отмены имущественного ценза были заранее ослаблены законодателем путем усиления контроля исполнительной власти за формированием корпуса присяжных заседателей, ограничения полномочий жюри по решению вопросов факта в уголовном процессе, расширения возможностей вышестоящей инстанции отменять вердикты присяжных.