Требование социальной полезности

13.01.2016

Требование социальной полезностиЕсли требование социальной полезности достаточно настоятельно, а применение действующего права может привести к нежелательным последствиям или неприемлемым выводам, в деятельности судьи должна восторжествовать идея социальной полезности». Практическая рациональность — кумир философии прагматизма, в глубинах которой черпает обоснование своих правовых идей социологическая юриспруденция. В этой философии даже истина рассматривается как «просто выгодное в образе нашего мышления». Законность же без колебаний приносится в жертву целесообразности и практической полезности. При этом важно подчеркнуть, что категорию социальной полезности Б. Кардозо и его последователи неизменно понимали в узкоклассовом смысле. Любая политическая или юридическая акция рассматривалась ими как социально полезная только в том случае, если она отвечала текущим интересам правящего класса. Эта основополагающая идея для придания ей некоторой популярности среди представителей других классов и социальных групп слегка вуалировалась ссылкой на гармонию классовых интересов в разумно организованном буржуазном обществе. Однако в обществе классовых антагонизмов любая политическая или юридическая акция, полезная для одной из сторон, неизбежно оказывается объективно вредной для противоборствующей стороны. Полярность классовых интересов исключает их гармонию. Так идея социальной полезности при отправлении правосудия приобретает у Б. Кардозо и его современных последователей очевидную классовую направленность. Именно этим обусловлена постановка вопроса, возникшего в рамках социологической юриспруденции, — о возможности функционирования юстиции без права вообще. Известно, что Р. Паунд отвечал на этот вопрос утвердительно. «Время от времени, — писал он, — более или менее существенное отступление к юстиции без права становится необходимым, что обусловлено изменившимися социальными и политическими условиями». Тем самым социологическая юриспруденция устами одного из своих лидеров обнажает свою классовую сущность как орудия империалистической реакции эпохи кризиса буржуазной законности. Подобные идеи отнюдь не ушли в прошлое. И в настоящее время они имеют многочисленных и весьма авторитетных сторонников. Активно проводит их в своих трудах уже упоминавшийся Г Гилмор, который считает, что «чем лучше организовано общество, тем меньше в нем права». Юстиция без права — это не просто очередной теоретический изыск буржуазной юриспруденции, это беззаконие судей и произвол полиции на практике.