Реформа уголовно-процессуального законодательства

12.01.2016

Реформа уголовно-процессуального законодательстваРеформу уголовно-процессуального законодательства предполагается осуществить путем дальнейшей модернизации УПК без разработки нового кодекса. Некоторые шаги в этом направлении уже предприняты. Среди них следует отметить Закон №932 от 5 декабря 1969 г., удовлетворивший ряд требований демократической общественности страны. Были расширены процессуальные гарантии прав личности при производстве полицейского дознания, в частности обвиняемый получил право на этой стадии уголовного процесса пользоваться помощью защитника. Однако указанная уступка спустя пять лет была нивелирована креном в противоположную сторону. Причем новый курс оказался столь тщательно завуалированным, что буржуазная правовая идеология поспешила объявить его даже направленным на пресечение полицейских злоупотреблений78. Основное звено нового курса — Закон № 497 от 14 октября 1974 г. — действительно расширил процессуальные права защитника при производстве полицейского дознания. Однако решающее значение отнюдь не в этом. Сущность данного законодательного акта состоит в дальнейшем усилении роли полиции путем предоставления ей ряда прав, ранее ликвидированных Законом № 932 от 5 декабря 1969 г. Речь идет, в частности, о полномочии допрашивать арестованных лиц. Грубейшие нарушения прав личности, применение физического и психического насилия для получения признания, которыми итальянская полиция дискредитировала себя при реализации этого полномочия, явились основанием к его отмене Законом № 932 от 5 декабря 1969 г. Однако Закон №497 от 14 октября 1974 г. восстановил право полиции проводить допрос лиц, содержащихся под стражей. Тем самым была ликвидирована важная процессуальная гарантия, которая в условиях современного итальянского уголовного процесса служила фактором, ограничивающим злоупотребления полиции при производстве полицейского дознания. Официально это объяснялось стремлением повысить оперативность досудебного производства и в конечном счете усилить борьбу с преступностью в стране79. Во избежание отрицательной реакции общественности на ослабление процессуальных гарантий законодатель связал допустимость проведения допроса лиц, содержащихся под стражей, обязательным условием — предварительным уведомлением прокурора или претора. Однако это условие не имеет существенного контрольного значения, поскольку требуется именно уведомление, а не согласие, которое к тому же может быть сделано вне всякой процессуальной формы, например по телефону.