Реальный характер позитивного права

24.12.2015

Реальный характер позитивного праваОтрицая реальный характер позитивного права, экзистенциалисты объявляют юридической фикцией такие категории, как стабильность и формальная определенность системы юридических норм. По их мнению, право не может существовать иначе как в процессе постоянного формирования при рассмотрении конкретных казусов. При этом субстанциальной основой права объявляется экзистенция человека, его свободная воля. Исходя из этих посылок, экзистенциалисты объявляют законным не то решение суда, которое адекватно соответствует действующему праву, а то, которое удовлетворяет условию внутренней непротиворечивости и воспринимается, в силу_ высокой степени вероятности достижения истины, как единственно возможное и обязательное.

Подобная постановка вопроса ликвидирует различия между нормотворческим и правоприменительным процессом, между объективными и субъективными факторами правосознания, между законностью и целесообразностью. Поэтому прав В. А. Туманов, когда говорит, что юридико — экзистенциалистическая конструкция «чревата теми же негативными последствиями в отношении принципа законности, что и другие течения «свободного права». В конечном же счете она выполняет роль теоретической апологетики правовой нестабильности, расширяющей возможность юридических маневров в условиях характерного для эпохи империализма роста динамики социальных процессов. Идейная нищета современной буржуазной юриспруденции заставляет ее адептов обращаться к теоретическим построениям, созданным в иную эпоху и в иных исторических условиях. Попытка их модернизации, как правило, сопровождается выхолащиванием либерально-демократических идей правосудия, завуалированной подменой их содержания.

С этой целью особенно активно эксплуатируется англосаксонская концепция «господства права» и ее континентальный аналог — концепция «социального правового государства», причем ни одна из них не представляет собой современного изобретения буржуазной юриспруденции. Идея «господства права» была известна в США еще в период принятия Конституции 1787 года, когда «отцы-основатели» выдвинули лозунг «правление законов, а не людей». Идея же «социального правового государства» возникла примерно в то же время в Германии, где ее основоположником считается один из творцов немецкой классической философии И. Кант.